Архитектура Слонима |
|
Архитектурные памятники Слонима Слоним - один из старейших городов Беларуси. В Ипатьевской летописи он упоминается под 1252 годом, однако следы поселения относятся уже к 11 веку. На территории "замчища", или "замка", - древнейшей части города - археологами обнаружены следы укрепленного городища, древнего замка и остатки деревянного и более позднего дворца. эти постройки сменяли друг друга в течение 12, 14, 16, и 18 в.в., сохраняя при этом постоянное местоположение в плане города. Построенный в 1520 г. князем Сапегой деревянный дворец с укреплениями вокруг использовался в 1631 - 1685 гг. для заседания сеймиков Великого княжества Литовского. Обветшавший дворец в 1768 г. по указанию нового владельца Слонима композитора М. Огинского был разобран. На его месте в 70-х годах 18 в. создается обширный архитектурный ансамбль. В него вошли: дворец, манеж, оранжерея, дома для придворных и гостей, типография, театр, хозяйственные постройки, регулярный парк. Обширный одноэтажный дворец (116 комнат и зал) был в плане П - образный, центральный корпус - каменный, а боковые флигели - деревянные. наиболее богатые по внутреннему убранству помещения размещались в центральном корпусе, раскрытом в сторону парка и парадного двора. Достопримечательностью был "зал богинь", пышно убранный в стиле рококо. Здание театра ("опернхауз"), построенное в конце 70 -х гг. 18 в., располагалось между дворцом и спрямленным рукавом реки Щары. Старые литературные источники свидетельствуют, что театр имел сцену, приспособленную для выхода большого количества артистов и театральных баталий конников. Канал использовался для водных феерий, и в этом случае парк служил естественным многоплановым декором спектакля. Слава о придворном театре Огинского шагнула далеко за пределы Белоруссии. В конце 18 в. артисты Слонимского и Гродненского (А. Тизенгауза) театров, подаренные королю Станиславу Августу, стали частью польского балета в Варшаве. В Слониме работали профессиональные итальянские и польские певцы, драматические актеры, крепостной хор и балет. Репертуар театра в основном складывался из балета, опер итальянских композиторов и авторских произведений Огинского. Музыкальное сопровождение спектаклей вела специальная капелла из крепостных музыкантов. Известна была в 18 в. и типография Огинских, где печатались книги, ноты и т.п. Слоним в это время стал культурным центром региона. Велико было его и экономическое значение. Уникальный для 18 в. пятидесяти трехкилометровый канал Огинского, соединяющий бассейны Балтийского и Черного морей, превратил город в важную торговую пристань на Щаре. Строительство дворцовых построек в Слониме вели архитекторы Я. Бой, И. Мараино, К. Шильдгауз, мастер паркостроения Лерак. С начала 19 в. комплекс приходит в запустение и постепенно разрушается. Отдельные фрагменты дворца сохранились до начала 20 в., а затем были разобраны. В монументальной архитектуре Слонима заметная роль принадлежит культовым зданиям. некогда они входили в систему обороны города, а поэтому расположение их связано с основными площадями и улицами, переходящими в загородные дороги. Из восьми культовых каменных строений 17 - 18 вв. до наших дней дошли лишь костел и монастыри бернардинок и бернардинцев, костел св. Андрея, синагога. Слонимский костел бернардинок, построенный между 1664 - 1670 гг. в стиле барокко, представляет собой постройку зального типа с большим полукружием одной апсиды. В головной части высится монументальная ярусная башня. Она ассоциируется с замковыми башнями прошлых веков своей аскетичностью декорации и массивностью форм. гладкая стена апсиды, выходившая на торговую площадь, украшена фигурной рамой барочного рисунка. Стены расчленены пилястрами со своеобразными капителями; большие окна имеют лучковые арочные завершения. Интерьер в 1751 - 1764 гг. украшается алтарями в стиле рококо. Стукковые орнаменты и скульптура выполнены мастером Геделем (Гезелем) по эскизам неизвестного художника. В 1764 г. к костелу пристроен каменный корпус монастыря с замкнутым квадратным двориком (архитектор И. Овадович). Монастырь обновлен после пожара в 1793 г.(занят больницей). Большой художественный интерес представляла печь, облицованная изразцами работы белорусских мастеров 17 в. (не сохранилась). Слонимский костел бернардинцев представляет собой также памятник архитектуры барокко. Время его строительства относится к 1639 - 1645 гг.; монастыря - к 1749 г. Высокая восьмигранная башня-колокольня на фасаде в своем основании усилена мощными контрфорсами. Башня была крепостным элементом постройки, и в арочных нишах имелись круглые бойницы. Достопримечательностью бернардинского костела являются две кубические постройки по бокам, крытые шлемовидными куполами (1668 и 1750гг.) За счет этого усилена силуэтная выразительность памятника, который в панораме города занимает видное место. В некотором отдалении от исторического центра возвышается фарный костел св. Андрея (1775г.). Как памятник архитектуры позднего барокко, храм является выдающимся объектом по пластике фасада, богатству структурно-декоративной обработки. Основной декор сосредоточен на главном фасаде. Это – раскреповки, глубокие ниши, слоистые пилястры, фигурный фронтон. Две башни, поставленные под углом к фасаду, усиливают его пластическое построение. Скульптурное убранство интерьера несет черты искусства рококо. В архитектурный комплекс входят также брама и одноэтажный монастырский корпус. Костел св. Андрея находится в пространственно-планировочной связи с комплексом исторического центра города. Объем храма активно участвует в формировании панорамы Слонима. Крупным каменным сооружением, расположенным близ рынка, является бывшая синагога (1642г.). Она представляет собой компактный и довольно высокий центральный объем зала, к которому с трех сторон примыкают пониженные помещения. Высокая крыша и обработка торцового фасада фигурным щипцом сближает его архитектуру с барочными безбашенными костелами. К архитектурным достопримечательностям Слонима также относятся каплица св. Доминика и группа старых жилых и гражданских построек в историческом центре. Каплица (1745 г.) представляет собой небольшое ярусное сооружение, напоминающее верхний ярус башни костела. Формы ее барочные, упрощенные. Под каменным балдахином некогда стояла скульптура св. Доминика (сейчас опять восстановлена), как бы отмечая владения местного доминиканского монастыря. Рядовая жилая застройка 18 - 19 вв. Сосредоточена в районе площади Ленина. Плоскостное построение фасадов одноэтажных зданий, их постановка торцом к улице и близкое взаиморасположение – образец белорусских поселений дореволюционного периода. Основная масса зданий старой части Слонима относится ко второй половине 19 – началу 20 вв. Для них в определенной мере характерна упрощенная орнаментальная обработка фасадов с использованием декоративных свойств кирпича. К постройкам в стиле модерн относятся здания банка (ул. Банковая), почты (ул. Маяковского) и другие, характеризующиеся разнообразием фасадных композиций и сочетанием различных отделочных материалов. Фрагменты старой рядовой застройки составляют значительную архитектурную среду современного города, фиксируют его живописную и своеобразную планировочную систему. Среди исторической рядовой застройки удалось выявить здание бывшей ратуши, обозначенное на плане конца 18 в. и сохранявшее в чертежах свои первоначальные фасады и планы. Расположена бывшая ратуша на пересечении ул. Советской и Первомайской. Это – каменная двухэтажная постройка, которая раньше была оформлена четырехколонным портиком со скульптурной заставкой на фронтоне. Дворовый фасад до сих пор сохранил декорацию в виде пилястр, относящихся к 18 в. Архитектурной достопримечательностью является городской особняк первой половины 19 в. (теперь медучреждение). Он располагается в глубине двора, представляя собой композицию из двухэтажного объема и боковых одноэтажных флигелей. Традиционные формы классицизма хорошо прослеживаются в колоннаде портика и карнизах постройки. В пригороде Слонима расположены усадебный комплекс Альбертин и парковый массив с прудами, относящиеся к первой половине 19 в. Каменный двухэтажный дом архитектуры классицизма в средней своей части имеет портик и развитую лестницу с вазами и скульптурами львов. Сохранившаяся хозяйственная постройка (бывшая конюшня) создана в духе подражательства старым художественным стилям. Это – массивная постройка с орнаментальной каменной кладкой и аскетичным декором. В окрестностях Слонима (в 10 км вверх по Щаре) находится старая деревня Жировичи, известная крупным архитектурным ансамблем бывшего униатского монастыря. Первоначальные деревянные постройки не сохранились. На их месте, начиная с 17 в., был создан комплекс каменных сооружений. В конце 17 в. Жировичский монастырь считался самым богатым в Белоруссии и Литве. Строительство в Жировичах продолжалось до середины 19 в. К этому времени в комплекс входили Успенский собор, Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви, трехэтажный монастырь с семинарией, келии, трапезная, часовня и многочисленные подсобные постройки. Имелась небольшая типография. За оградой монастыря находились сад и пруды. Четвертый храм – это деревянная Георгиевская церковь, расположенная на старом кладбище недалеко от монастыря. Таким образом, Жировичи представляют собой населенный пункт, в котором сохранилось большое количество архитектурных памятников различных типологических групп. Успенский собор был заложен в 1613 г. В 1650 г. строительство было закончено. Монументальная барочная постройка, двухбашенная по фасаду, была позднее перестроена и получила в первой половине 19 в. современный облик. Собор расположен на главной улице, которая в этом месте расширена, образуя площадь. Здание трехнефное, одноапсидное, увенчанное куполом. Глубина достигает 50 м при высоте свыше 35 м. Четкость плана несколько нарушена пристройками. С юга к собору примыкает зимняя церковь, с севера - переход в монастырский корпус. Внутри имеются шесть массивных устоев, на которые опираются своды и купол. В задней части над вестибюлем имеются хоры, на которые ведет лестница, размещенная в толще стены главного фасада. Интерьер собора характеризуется парадностью, которая достигается не только размерами внутреннего пространства, пластикой архитектурной декорации, живописью, но и хорошей освещенностью. Фасад собора представлен дорической ордерной системой: спаренными колоннами в средней части, по одной в углах, и пилястрами на остальных поверхностях стен. Фасад имеет фронтонное завершение, декор совмещает в себе классические элементы и мотивы византийской архитектуры (портал). Наиболее интересной силуэтной частью храма является его купол (пролет около 10 м) с высоким световым барабаном. Успенский собор возглавляет архитектурный комплекс монастыря и виден за много километров от Жировичей. Его крупномасштабный белокаменный массив вместе с монастырским корпусом живописно вырисовывается на фоне зеленых лесистых холмов и заречной дали. Часовня Успенского собора расположена напротив него, через площадь. В своем построении она двухчастная. Нижняя – собственно часовня (в плане около 11х12 м); верхняя – звонница под куполом. Очевидно, время строительства часовни или ее реконструкция относится к первой половине 19 в. Ее архитектура близка собору и выполнена в формах классицизма. Пройдя через арку главного входа на территорию монастыря, между собором и кельями, посетителю открывается Богоявленская церковь. Это – безбашенная церковь – каплица, построена в 1769 г. В плане она в виде прямоугольника (около 8х20 м) под двухскатной крышей. Впечатление растянутости фасада по вертикали достигается пучками тонких полуколонн, скульптурным щитом на главном фасаде, который выступает за пределы объема здания. Богатой пластике главного фасада противопоставлены аскетичные боковые поверхности стен. Усиливает силуэтное построение церкви декоративный граненный барабан под куполом. Выполнен он из дерева и врезан в стропила крыши. Крестовоздвиженская церковь располагается на холме за Богоявленской церковью, образуя третий план застройки монастыря. Построена она также в 1769 г. в стиле барокко. Это – безапсидное сооружение, в плане прямоугольное (около 12х25 м), имеет внутри необычное решение в виде так называемой кальварии – храма, посвященного обряду, имитирующему паломничество в Иерусалим. Поднявшись по ступеням в храм, посетитель попадал на протяженную парадную лестницу. Лестница занимает половину внутреннего пространства здания и выводит на алтарную площадку, торцовая стена которой искусно расписана перспективной живописью. В рисунке это была также лестница, зрительно как бы продолжающая существующую, окруженная аркадами, тянущимися к куполу с изображением распятия. За счет принятого архитектурного решения и перспективного рисунка достигнут иллюзорный эффект необычной глубины храма. Большие окна хорошо освещали внутреннее пространство, наполняя его светом, и позволяли посетителю уже от входа в деталях рассмотреть роспись интерьера. Главный фасад церкви изящен по рисунку и динамичен в своем построении. В композиции фасада видна строгая симметрия. Дверной проем, окно, ниша, оконце барабана расположены на одной центральной оси. Этот прием усиливает впечатление устремленности вверх всего сооружения. Две высокие стройные башни с куполками, поставленные одна за другой, как бы фиксируют в пространстве главный и задний фасады храма, создают оригинальный силуэт постройки. Боковые фасады статичны, что достигается расстановкой пилястр более широким шагом и устройством окон по форме, приближающейся к квадрату. Деревянная Георгиевская церковь 18 в. представляет собой простейший тип храма в виде прямоугольного сруба с апсидным прирубом. Крыша у западного фасада имеет небольшой барабан с куполом. Этот декоративный элемент выделяет главный фасад постройки. Простое плановое и объемное решение, скромный набор декоративных деталей церкви приближает ее архитектуру к деревянному народному жилищу. Расположение Жировичей в живописной лесистой местности, у реки Щары, недалеко от Слонима, с его многочисленными памятниками архитектуры предопределяет их перспективное развитие и как историко-культурного туристического центра республики. Чантурия В.А.
|